ЛОСЕВО
Меню сайта
Форма входа
Главная » 2010 » Декабрь » 8 » Краткий обзор истории и территориального развития Владимирского края
14:27
Краткий обзор истории и территориального развития Владимирского края

Земля Владимирская. Много важнейших исторических событий вместила в себя летопись этой земли. На ней возникли и развивались древние княжества – Владимирское, Суздальское, Переяславское, Муромское, Юрьевское, Стародубское и Ярополчское. В ХII-ХIII века здесь закладывались основы русской государственности. В эти же века Владимиро-Суздальская Русь являлась одним из наиболее мощных образований Европы. Широко и всесторонне были развиты ее связи с Западом и Востоком.

Владимир выступал тогда как политический и религиозный центр русских земель. В нем проводились общерусские съезды князей. Во Владимире составлялся общерусский летописный свод. Город стал символом единения и могущества Руси. В глубь веков уходит его история. Тщательное изучение летописных источников позволило точно установить дату основания города, приурочив ее к пребыванию здесь в 990-992 годы в связи с всеобщим Крещением Руси великого князя Киевcкого Владимира Святого (Крестителя).

Многовековую историю имеют и другие города Владимирской области. Древнейшим на ее территории, ровесником Великого Новгорода является город Муром. Впервые в начальной летописи – “Повести временных лет” он упоминается под 862 годом. Менее двадцати лет осталось до 1000-летнего юбилея города Суздаля, ведущего свое формальное летоисчисление с записи о нем в 1024 году. В 2002 году отметил 850-летие город Юрьев-Польский, основанный, как Москва и другие города Верхневолжья, князем Юрием Долгоруким. К своему 800-летию приближается и город Гороховец, впервые упомянутый в летописи под 1239 годом.

Бессмертным творческим гением народа, трудом замечательных русских мастеров в этих городах и других поселениях воздвигнуты монументальные сооружения, уникальные историко-архитектурные памятники. Они и сегодня своей красотой и величием вызывают восхищение потомков. Среди них всемирно известные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, белокаменная церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова. Множество красивых ансамблей и отдельных памятников построено и сохранилось в Суздале и его окрестностях. Этот город с полным правом называют городом-музеем. Великолепны по архитектуре и узорочью Георгиевский собор в Юрьев-Польском, Спасо-Преображенский, Благовещенский и Троицкий ансамбли в Муроме, Троицкий собор и шатровая колокольня в бывшей Александровой Слободе, ныне - городе Александрове. Вторым по значению городом-музеем имеет все возможности стать Гороховец.

В начале XIV столетия быстро набирало силу Московское княжество. В итоге стол великих князей перешел к Москве, владыки которой почти два века носили почетный титул великих князей Владимирских. Лишившись политического влияния, Владимир долго оставался духовным центром Древней Руси. Под сводами Владимирского Успенского собора до середины XV века князья получали великокняжеское достоинство.

Шло время и слава притуплялась. Владимир все более становился обычным, рядовым городом, городом воспоминаний и чтимых святынь. Спустя века, в ходе административно-территориальной реформы Петра I Владимирский край первоначально, в 1709 году, был включен в состав Московской провинции, но через десять лет, в 1719 году, образовалась самостоятельная Владимирская провинция. Так Владимирский край через два века с небольшим вновь получил определенное территориальное очертание.

Многое изменилось в территориальном устройстве России при Екатерине II. В начале ноября 1775 года был издан высочайший манифест о новой губернской реформе. По указу Екатерины II от 13 марта 1778 года (2 марта по ст. стилю) образовалась Владимирская губерния. Среди пятидесяти губерний Владимирская являлась самой большой по населению. В то время, как в других губерниях насчитывалось максимум 300-400 тысяч человек, во Владимирской проживало более 500 тысяч. Губерния делилась на 14 уездов, центрами которых стали старые города и те, что получили городской статус впервые: Александров, Владимир, Вязники, Гороховец, Киржач, Ковров, Меленки, Муром, Переяславль-Залесский, Покров, Судогда, Суздаль, Шуя, Юрьев-Польской (из них новыми городами были провозглашены: Александров, Киржач, Ковров, Меленки, Покров и Судогда).

1 сентября 1778 года губерния вошла в состав новообразованного Владимирского наместничества, в которое были также включены Пензенская, Тамбовская и, чуть позже, Костромская губернии. Наместничество возглавлял наместник – генерал-губернатор, а входившие в наместничество губернии – гражданские губернаторы. Такое положение просуществовало до 12 декабря 1796 года, когда вышел один из первых указов императора Павла I – указ “О новом разделении государства на губернии”. В соответствии с ним Владимирскую губернию по “Штатам” 1796 года поделили на десять уездов: Владимирский, Вязниковский, Гороховецкий, Меленковский, Муромский, Переяславский, Покровский, Суздальский, Шуйский и Юрьевский. В 1803 году во внутригубернскую структуру внесли поправки. Появились уезды: Александровский, Ковровский и Судогодский. Киржачский уезд, будучи упразднен, более не восстанавливался, его территория вошла в Покровский уезд. Население губернии в 1795 году насчитывало 460 тыс. человек.

Тринадцатиуездная структура губернии практически не менялась до революционных событий 1917 года. В конце XIX века в нее добавилась особое территориальное образование - безуездный г. Иваново-Вознесенск, ставший в 1905 году родиной первых Советов. К концу XIX века губерния представляла собой обширный край. По данным 1897 года она имела площадь - 42,8 тыс. кв. верст, а население - 1570 тыс. человек. В ней насчитывалось 15 городов, 1 посад, свыше 8 тысяч поселений.

В 1917 году должность губернатора была ликвидирована. Губернией стал управлять представляющий верховную революционную власть губернский комиссар, затем председатель губернского исполнительного комитета. С этого же года началось уменьшение территории губернии.

Этапы ее уменьшения по годам выглядят следующим образом:
1917 год – 48,7 тыс.кв. километров
1920 год – 43,2 тыс.кв. километров
1923 год – 34,3 тыс.кв. километров
1925 год – 32,9 тыс.кв. километров

К 1926 году губерния состояла всего из семи уездов: Александровского, Владимирского, Вязниковского, Гусевского (до 1917 года его не существовало), Ковровского, Муромского и Переяславского.

В 1929 году губернии, в соответствии с новой структурой административно-территориального деления, были упразднены. Владимирская губерния вместе с Костромской и Ярославской как округ вошла во вновь образованную Ивановскую промышленную область. Такое положение сохранялось в течении одного года. В 1930 году были ликвидированы и округа. Владимир остался городом областного подчинения в составе Ивановской области и, одновременно, центром Владимирского сельского района.

Возможно, что создание укрупненных областей на первых порах и имело некоторое положительное значение. Однако народное хозяйство не стояло на месте, а развивалось. И вполне естественно возрастали требования к уровню руководства хозяйственным и социально-культурным строительством. В повестку дня все настойчивей пробивались вопросы о разукрупнении созданных ранее областей. Необходимость в этом выросла настолько, что процесс начался еще в довоенные годы. Не преостановился он и в военное время.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года была образована в числе других и Владимирская область. В ее состав из Ивановской, Нижегородской (тогда Горьковской) и Московской областей были переданы 23 района и семь городов областного подчинения: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Вязники и Кольчугино.

Географически область расположена на востоке Центрального экономического района, посреди Европейской территории Российской Федерации. Она как бы соединяет центр России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Областной центр – город Владимир находится всего в 180 километрах от Москвы – столицы Российского государства. На западе и юго-западе область граничит с Московской, на севере – с Ярославской и Ивановской областями, на юге – с Рязанской, а на востоке и юго-востоке – с Нижегородской областью (на значительном протяжении р.Оки и низовью р.Клязьмы). Река Клязьма делит область на две почти равные части. К северу от нее расположены более возвышенные районы, занимающие более трети ее территории. К югу от Клязьмы простирается обширная низменность – северная часть Мещеры.

Общая площадь области 29 тыс. кв. километров. Это больше чем, например, площадь Белгородской, Ивановской, Липецкой, Орловской, Тульской областей, и лишь на 800-900 квадратных километров уступает, в частности, Калужской и Курской областям. Область равна Албании, на 800 кв. километров меньше Армении и на полторы тысячи Бельгии.

На начало 2003 года численность населения области составила 1574 тыс. человек. Почти четыре пятых населения проживает в городах и одна пятая в сельской местности. По количеству жителей среди областей Центрального района России Владимирская и Тверская области занимают третье-четвертое места. С появления области прошло почти шесть десятилетий. Многое в ней изменилось и стало иным. Не осталось без существенной корректировки и внутриобластное административно-территориальное деление. Больше стало городских поселений. Многие рабочие поселки выросли в города. Это, в частности, Камешково, Лакинск, Петушки, Радужный, Костерево, Курлово. Пополнился состав городов областного подчинения, к которым относятся: Владимир, Ковров, Муром, Александров, Гусь-Хрустальный, Вязники, Кольчугино, Собинка и Суздаль. В результате неоднократно проводившегося укрупнения стало меньше административных районов.

В начале 2004 года в области имелось: 23 города, в том числе 10 областного масштаба; 32 поселка городского типа; 19 районов (включая три городских во Владимире), в том числе: Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Ковровский, Кольчугинский, Меленковский, Муромский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский, Юрьев-Польский, Октябрьский, Ленинский, Фрунзенский; 2481 сельский населенный пункт, на базе которых создано 223 сельские администрации. Под воздействием требований жизни в начале XXI века образовано четыре административных округа: Александровский, Вязниковский, Кольчугинский и Муромский.

Так на протяжении трех столетий складывалась история территориального развития Владимирского края.

Представительная власть 1864-1993 гг.

История народовластия в России уходит своими корнями в глубину веков (вспомним институт народного веча в Великом Новгороде и Ростово-Суздальской земле), однако непрерывной она становится лишь в 1864 году. Проведенная Александром II земская реформа положила начало выборным органам управления в России. По сути, это была самая многообещающая реформа, но и самая незавершенная. Бессословные органы - земства - создавались на уровне уездов, губерний, и вполне логичным было бы учреждение высшего представительного органа в стране - парламента. Таким образом, реформа могла привести к возникновению в России новой формации - конституционной монархии.

По указу Александра II земства не могли вмешиваться в политические дела, вследствие чего они не могли эффективно участвовать в развитии государства. Земства занимались вопросами местного значения: строительством дорог, школ, больниц, культурно-массовыми мероприятиями.

Выборы в уездные земства проходили не по сословному признаку, а по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Члены уездных земских собраний выбирали “губернских земских гласных”, составлявших губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов. Председатель утверждался в должности министром внутренних дел.

Владимирское губернское земское собрание впервые собралось 21 мая 1866 года в здании Дворянского собрания. Председателем собрания был губернский предводитель дворянства Михаил Ильич Огарев. В первом заседании участвовали 73 человека, в числе 70 гласных было: 48 дворян и чиновников, 11 купцов и почетных граждан, 1 священник и 5 крестьян. Только за 25 лет существования земства около 2 тысяч человек в губернии приобрели опыт работы по решению местных хозяйственных и культурных проблем.

“Положение” от 1 января 1864 года не разграничивало точно круг деятельности земских и правительственных учреждений, поэтому между ними возникали споры и разногласия в различных сферах местного управления. Земства стремились расширить сферу своей деятельности, выйти за узкие рамки чисто хозяйственных интересов, получить необходимые властные полномочия. Многочисленные ходатайства земств касались практически всех вопросов местного управления. Так, Владимирское земство инициировало изменение закона, ограничивающего право земства облагать сборами торговые и промышленные заведения. В 1872 году губернское собрание для реализации своего плана по введению в губернии обязательного начального образования ходатайствовало перед правительством о взимании дополнительного акцизного сбора (по 1 копейке с градуса спирта) в пользу земства. Губернское земство добивалось права контролировать институт мировых посредников, производство и продажу питий, поставило перед правительством вопрос о проведении общеземского съезда. Владимирское земство пыталось расширить свои полномочия в сфере управления местной медициной. Оно ходатайствовало о введении в губернии и уездах обязательной прививки населения от оспы, о предоставлении земским врачам всех преимуществ государственных служащих. Владимирское земство неоднократно направляло правительству ходатайства о предоставлении ему более широких прав в деле народного образования. Оно стремилось расширить свое влияние в губернском училищном совете, руководить обучением и контролировать учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

В период становления земств, правительственные органы всячески стесняли и ограничивали их деятельность. Земские учреждения обладали скудными средствами, а закон от 21 ноября 1866 года еще более сократил денежные поступления. Владимирский губернатор строго следил и подробно докладывал центральному правительству о всех шагах местного земства. Он приостанавливал любое решение земства, которое, по его мнению, выходило за рамки компетенции этого органа. Губернатором были опротестованы все ходатайства губернского земства, направленные на расширение его прав в деле местного образования и медицины. Таким образом, земство занимало шаткое положение в системе местного хозяйственного управления, оно не являлось прямым распределителем ни в одной из отраслей народной жизни губернии и уезда. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов и вынуждены были действовать через полицию.

В 1866–1890 годы Владимирское земство, несмотря на трудности своего становления, занимало уже более устойчивые позиции. В 1890 году его бюджет вырос примерно в 2,3 раза (1450 руб.) и имел в целом тенденцию к постепенному увеличению. С начала 1870-х годов происходит становление и развитие земской медицины, о чем свидетельствует увеличение расходов губернского и уездных земств на нужды здравоохранения, рост числа больниц, аптек, приемных покоев, фельдшерских пунктов. Возрастает численность врачей и обслуживающего персонала. Земская медицина была чисто русским изобретением. На Западе медицинское обслуживание населения намного раньше перешло в руки государства, в России же – в руки земства. Большое значение в развитии земской медицины играли губернские съезды врачей. Заслуга Владимирского земства в сфере здравоохранения очевидна. Им впервые в истории губернии была создана целостная система здравоохранения.

Культурно-просветительская деятельность Владимирского земства снискала ему заслуженную славу. В вопросе о мерах по развитию народного образования земство видело основную задачу в создании и развитии народной школы. Земства платили жалованье учителям, выделяли средства для ремонта старых школьных помещений, строили новые школы. По инициативе земства во Владимирской губернии было открыто около 200 сельских училищ. Несомненной заслугой губернского земства стало открытие в 1870 году во Владимире земской женской гимназии.

Наряду с некоторыми успехами в улучшении социальной жизни населения ограниченные в правах земства не могли существенно повлиять на рост промышленности края, развитие более благоприятной инфраструктуры, не говоря уже о стирании различий в имущественном положении сложившихся групп населения. Характеристика общего развития Владимирской губернии, относящейся в то время к промышленно развитым районам страны, полна негативных сторон, свойственных всей царской России предреволюционного времени. Усугубившиеся в ходе первой мировой войны серьезные классовые, политические и иные противоречия наложили отпечаток и на деятельности земств и их комитетов.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство сделало ставку на земства и назначило председателей губернских и уездных земских управ своими комиссарами на местах. Были расширены права земств в области руководства народным образованием. Кроме всего прочего, им было передано заведование школьным делом. К новым функциям земств отнесли и заведование милицией.

Новые земства должны были заложить основы парламентаризма в России. Но этого не случилось. Разработка земской реформы затянулась. Земства, выбранные осенью 1917 года на основе всеобщего избирательного права и вобравшие в себя полувековой опыт деятельности местных органов самоуправления в России, могли стать опорой демократической власти на местах и базой парламентарного устройства в России. Однако, исторического времени для этого им не оставалось.

Альтернативой земствам стали быстро набравшие после Февральской революции силу Советы депутатов. Владимирская губерния стала родиной первого Совета, возникшего во время революционных событий 1905 года в крупном промышленном центре - г. Иваново-Вознесенске.

В 1917 году первый в губернии Совет рабочих депутатов возник вновь там же, в Иваново-Вознесенске. Выборы в него прошли 3 марта, и с самого начала в Совете преобладали большевики. В течение марта солдатские и рабочие Советы возникли и в других городах и уездах губернии. С некоторым опозданием начали создаваться уездные Советы крестьянских депутатов. Представители крестьянства раньше других Советов (рабочих, солдат-
ских и др.) провели 14-17 мая свой первый общегубернский съезд, на котором был избран губернский крестьянский Совет. 8 июня был создан губернский Совет солдатских депутатов. Только со второй попытки - 6 октября 1917 года - удалось избрать губернский Совет рабочих депутатов.

Приблизительно в те же сроки начался процесс объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 4 ноября слились в единый орган Советы солдатских и рабочих депутатов. 24 декабря к ним присоединился губернский крестьянский Совет. В объединенном губернском Совете насчитывалось 62 депутата и 27 кооптированных членов Совета. В состав Исполкома губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов было избрано 15 человек.

В 1917 году земства и Советы Владимирской губернии вели вполне мирное сосуществование. В первые месяцы после Октября на местах нередко складывались советско-земские коалиции. Однако уже в январе-феврале 1918 года были приняты решения о ликвидации земств и замене их Советами.

В 1917-1929 годы – губернский, а в 1944-1993 годы – областной Совет депутатов трудящихся (с 1978 года – Совет народных депутатов) принимал самое активное участие в строительстве новой общественной формации, содействуя плановому развитию экономики и социальной сферы региона.

В первые годы Советской власти депутаты всех уровней и форм Советов столкнулись с трудностями разрухи и определения путей выхода из тяжелого состояния промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Первая мировая и гражданская войны практически все отрасли народного хозяйства поставили на колени. Даже традиционно развитые на Владимирщине текстильное и стекольное производства испытывали из-за трудностей военного времени состояние глубокого кризиса. Достаточно привести один пример: в 1920 году объем производства на хлопчатобумажных фабриках в сравнении с 1913 годом снизился в 16 раз!

Разразившуюся катастрофу ликвидировало в считанные годы дружное взаимодействие советских и партийных органов, представленных, в основном, партией большевиков. В рамках прежней структуры и полномочий земств было бы немыслимо в эти трудные годы совершить буквально чудо, чудо социалистического преображения. Национализация, восстановление разрушенных предприятий и хозяйств создали условия для стабилизации и увеличения объемов продукции. Строительство новых заводов и фабрик, начатое повсеместно во второй половине 1920-х годов, еще более способствовало развитию основных и совершенно новых в губернии отраслей.

В деятельности Советов ярко проявилась инициатива масс. Радикально изменился сам подход к развитию социальной сферы, отданной ранее в руки земств с их постоянным ограничением в правах со стороны власти. Новая власть стала властью народа в подлинном смысле этого слова. Отсюда успехи в развитии губернского здравоохранения и народного образования. В этих направлениях социальной жизни особенно ответственно и творчески проявилась созидающая сила народного представительства. Решения центральных властей существенно помогали на местах в ориентации Советов на разрешение наиболее злободневных проблем. Прекращение эпидемий, переход к постоянно действующей медпрофилактике, а также развитие всеобуча считались государственной задачей № 1. В свете стоявших перед страной коренных задач по индустриализации производства и коллективизации сельского хозяйства предстояло перейти к новому качественному и количественному уровню всех направлений хозяйственной и социальной жизни.

В 1929 году Владимирская губерния была расформирована. Почти две трети территории области вошло в состав Ивановской промышленной области, другая треть в разной пропорции была распределена по другим областям: Московской, Ярославской, Нижегородской, Рязанской. Претерпела изменения структура властного представительства населения прежней губернии, но не изменился смысл ее деятельности.

В последующие 1930-е годы, когда на смену ГОЭЛРО пришло планирование развития народного хозяйства по пятилеткам, главной задачей в деятельности Советов и их исполнительных органов по-прежнему считалось развитие производства, особенно в машиностроении и химической промышленности, сельском хозяйстве, перешедшем на коллективные формы собственности, и создание на базе достигнутого более благоприятных условий для жизни трудящихся. Много внимания уделялось культурному строительству, было покончено с безработицей, неграмотностью, Образование охватило все слои населения. Приоритетное направление приобрела забота о материнстве и детях. Существенно выросло количество населения. Появились новые города и рабочие поселки.

Эти годы - яркое свидетельство единого порыва народа и правящей партии в создании полноценной структуры и инфраструктуры в хозяйственной и социальной сферах.

Народные почины на местах, движение за повышение производительности труда, бывшие в центре внимания народной власти, породили множество форм социалистического соревнования. Вопреки сложившемуся позднее мнению постановления Советов нередко опережали соответствующие указания центральных политических органов, выступая тем самым застрельщиками новых, в духе социализма, форм жизни. Законотворческая деятельность местных Советов проявилась и в развитии форм и методов закрепления социалистической законности. Участие Советов существенно сглаживало известные перегибы в области права, касавшиеся как селян в ходе начального этапа коллективизации сельского хозяйства, так и всех остальных, подвергавшихся необоснованным арестам в борьбе с мнимыми и реальными врагами Советской власти. Принятие Конституции 1936 года заложило фундамент для законов, по которому обществу предстояло жить и развиваться практически весь советский период истории. Многие основополагающие ценности в представлении о жизни общества, его законов сохраняют свою силу и сегодня. Обеспечение гарантий труда, отдыха, образования, медицинского обслуживания и социального обеспечения, дарованных этой Конституцией, существенно зависило от успешной деятельности Советов на местах.

Подводя итоги трудного предвоенного времени, следует отметить, что Владимирский край вступил тогда в эпоху подлинного преображения. Недавний “ситцевый край” стал одним из ведущих в стране центров машиностроения и металлообработки. На новом качественном уровне получило развитие традиционное текстильное производство. Почти в равных долях (37, 6 % и 33,2 % ) эти два направления доминировали в общей структуре промышленности того периода. Несколько слабее развивалось стеклоделие, нуждавшееся в коренной перестройке, но и здесь наметились перспективы современного индустриального подхода к столь нужному для страны производству, успехи стеклоделов в последующие пятилетки не замедлили сказаться (в 1970-м году они в 30 раз превысили уровень объемов 1913 года). Это лишь один из примеров продуманной и планомерной работы коллективной работы партийных, представительных органов власти и профсоюзов.

Многим планам и поступательной мощи социалистического возрождения нанесла роковой удар начавшаяся с немецко-фашистскими захватчиками война 1941-1945 годов. В условиях военного времени деятельность советских органов носила вынужденный мобилизационный характер. Испытания, выпавшие на долю населения Владимирского края и всей страны были неизмеримо выше, чем в предшествующие войны. Победа в этой войне потребовала невиданных в истории нашей страны жертв и колоссальных материальных затрат. Но и в этой обстановке, особенно ближе к окончанию Великой Отечественной войны, деятельность Советов носила не хаотичный, а планомерный характер, выразившийся в реальном учете сил и возможностей помощи фронту и налаживании сносных условий существования труженикам тыла.

Трудности военного времени, исконные культурно-хозяйственные взаимосвязи территорий бывшей Владимирской губернии, а также неоднократные запросы в Правительство со стороны местных органов и отдельных граждан побудили центральные власти к воссозданию в 1944 году самостоятельной Владимирской области. Ее территория оказалась на треть меньше ранее существовавшей Владимирской губернии, но, несмотря на это, единство органично связанных между собой территорий обеспечивало более успешную работу в выполнении нелегких, особенно в годы войны и период восстановления, хозяйственных и социальных задач.

На этапе 1950-1980-х годов работа депутатов строилась на взаимодействии всех органов государственной и партийной власти. Кажущееся некоторым историкам засилье партийных органов в решении важных народно-хозяйственных задач было оправдано историческими условиями эпохи многолетней “холодной войны”. На том этапе оно органично отражало запросы всего общества и, по сути, служило гармонизации общества, способствуя доведению чаяний тружеников до различных органов власти и пресечению злоупотреблений со стороны самих властных структур. Не случайно сложились и соответствующие реальности пропорции представительства, числа депутатов от трех основных социальных групп населения страны: рабочих, крестьян и интеллегенции.

В сравнении с нынешним периодом широкий количественный состав депутатов местных и областных Советов того времени позволял значительно больше представлять не просто отдельные территории, но и сокращать механизм прохождения того или иного решения в пользу населения. Он же позволял власти более четко воспринимать особенности трудностей на тех или иных этапах строительства социалистического общества во второй половине XX века.

За годы Советской власти неузнаваемо изменились города и села области. Опустим не совсем корректные цифры показателей в промышленности и других отраслях в сравнении с 1913 годом. Иная страна, иные возможности! Более 500 крупных предприятий было построено к началу 1990-х годов на Владимирской земле. Многообразие отраслей промышленности превратило область в одну из немногих гармонично сложенных областей и краев СССР. Практически во всех достижениях страны - от создания наукоемких технологий, космического и лазерного производства до пуска масштабных комплексов переработки продуктов питания - труженики Владимирской области внесли достойный вклад. Наиболее ярко достижения области сказались в машиностроении и приборостроении, металлообработке, стеклоделии и текстильной промышленности.

Свидетельствуя об успехах 1960-1980 годов, необходимо воздать должное взаимосотрудничеству партийной и советской власти этого периода в области. Особенно ярко это выразилось при многолетнем руководстве областью в лице первого секретаря обкома КПСС М.А. Пономарева и председателя облисполкома Совета народных депутатов Т.С. Сушкова. Последний и вовсе среди руководителей такого ранга по продолжительности работы на этом посту - 25 лет - является личностью, уникальной для страны. В трудный период для страны и области – 1989-1991 гг. – выпал и на долю одного из преемников Т.С. Сушкова, его ученика – В.В. Долгова. Кадровый потенциал того времени востребован и сегодня, чтобы успеть передать все лучшее из опыта, наработанного в прошлом.

Концентрация научно-производственных объединений, множества учебных, научно-исследовательских институтов и наличие, воистину, золотых, высококлассных работников и руководителей на такой сравнительно малой территории области (всего 29 тыс. кв. километров) не могло не сказаться на качественном росте общекультурного и политического мышления населения области и его руководителей. Качественно изменился и образовательный уровень депутатов, облеченных народным доверием, их подход к возложенным на них общественным обязанностям. Важно было и то, что все они являлись не только представителями конкретных населенных пунктов, но и отражали собой партийную и внепартийную среду общества, его профессиональный состав и общественные организации.

Парламентаризм, о формах сложения которого в России дискутируют по сей день, имеет славную предысторию в лице постоянной эволюции органов Советской власти в ходе развития всей страны. Период власти Советов дал бесценный критический опыт сложившейся в стране внятной и прозрачно действующей структуры народного представительства в виде Советов народных депутатов. В состав последнего - 21-го созыва областного Совета народных депутатов в 1990 г. вошли депутаты, избранные в 200 округах области.

Период работы этого состава Совета пришелся на время пересмотра общественных ценностей и форм собственности. В ряде принципиальных моментов, в частности по вопросам форм собственности, Советы на различных уровнях недостаточно твердо отстаивали народные завоевания, поддаваясь волюнтаризму и непродуманным решениям центральной власти, не противостояли демагогической обработке со стороны тех, кому в силу эгоистических интересов перестали быть дороги идеи, служившие большинству населения и реализуемые через общенародное правление.

Усиливающиеся расхождения в определении путей дальнейшего развития общества привели к конфронтации представительной и исполнительной власти на федеральном уровне. В итоге это противостояние вначале привело к роспуску Съезда народных депутатов России, а затем в 1993 году и Верховного Совета Российской Федерации. Это же обстоятельство сказалось и на завершении деятельности Советов на местах. Постановлением назначенного центром нового главы администрации Владимирской области от 12 октября 1993 года деятельность областного Совета народных депутатов была прекращена по надуманной причине систематического, якобы, отсутствия кворума и невозможностью принятия решений голосованием.

Деятельность областного Совета народных депутатов в марте 1994 года сменилась деятельностью нового властного органа – Законодательного Собрания Владимирской области, которому в новых политических и экономических условиях предстояло реализовать основную задачу представительного органа – через принятые законы обеспечивать защиту прав и интересов всех слоев населения, отдельных социальных групп, развивать экономику области.
Информация с сайта ЗС Владимирской облости.

Просмотров: 4048 | Добавил: --RAPTOR-- | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша кнопка


Если вам наш сайт был полезен, вы можете нас отблагодарить разместив наш банер у себя на сайте.




Гимн Лосево
Друзья сайта
Вязниковский Fishing Клуб
Погода
Октябрьский 
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz